9 декабря – международный день борьбы с коррупцией

 

Прокурор Прибайкальского района Фалилеев О.О.

об итогах надзорной деятельности в сфере

противодействия коррупции

 

 

Менее 6 лет действует Федеральный закона «О противодействии коррупции» (далее – Закон). Несмотря на большое количество критических замечаний в адрес антикоррупционного законодательства считаю необходимым проанализировать итоги работы по его применению за 2014 год.

В Законе большое внимание уделено профилактике коррупционных правонарушений, а также контролю за расходами государственных и муниципальных служащих.

Так, статьей 8 Закона предусмотрена обязанность государственных и муниципальных служащих, а также лиц, претендующих на замещение должностей государственной и муниципальной службы предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах супруга и несовершеннолетних детей.

 

Невыполнение указанной обязанности может повлечь освобождение от занимаемой должности.

При проведении прокурорской проверки в администрации Мостовского сельского поселения выявлены многочисленные нарушения законодательства при приеме на работу на должность ведущего специалиста, в числе которых было непредставление претендентом на должность сведений о доходах.

         По представлению, внесенному прокурором района главе сельского поселения распоряжение о приеме на работу отменено, 2 должностных лица, допустивших указанные нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности.

         По представлению прокурора к дисциплинарной ответственности за непредставление сведений о доходах привлекались работники администрации Нестеровского и Ильинского сельских поселений, а также районной администрации.

         Немаловажную роль в профилактике коррупции играет доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, о доходах муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 6 ст. 8 Закона сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления.

         Прокуратурой района установлено, что указанные выше сведения не были размещены на официальном сайте муниципального образования «Гремячинское» сельское поселение, поскольку у администрации муниципального образования имелась задолженность по оплате услуг за обслуживание указанного сайта.

Прокурором района главе МО СП «Гремячинское» объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.

         Федеральным законодательством для государственных и муниципальных служащих предусмотрены определенные ограничения, препятствующие коррупционным правонарушениям.

         В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 12.1 Закона лица, замещающие государственные и муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм.

         В ходе одной из прокурорских проверок установлено, что глава муниципального образования «Таловское» сельское поселение является учредителем с долей 100% в уставном капитале ООО «Инсайт».

         По представлению прокуратуры главой поселения приняты меры к выходу из состава учредителей указанной коммерческой организации. 

         Большое внимание прокуратурой района уделяется нормативному регулированию порядка прохождения муниципальной службы, а также исполнения муниципальных служащих обязанностей, предусмотренных антикоррупционным законодательством.

         К примеру, для исполнения Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» прокуратурой района разработан модельный правовой акт «Об утверждении Положения о контроле за соответствием расходов муниципальных служащих их доходам», который направлен органам местного самоуправления.

         Кроме того, были разработаны и направлены в органы местного самоуправления модельные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, а также регламентирующие порядок предоставления руководителями муниципальных учреждений сведений о своих доходах.

         Пристальное внимание прокуратуры района обращено на соответствие муниципального законодательства федеральному и республиканскому, на наличие в муниципальных нормативных правовых актах норм, предоставляющих для коррупционных злоупотреблений – коррупцигенных факторов.

         Надзорными мероприятиями в сфере соблюдения налогового законодательства при установлении местных налогов, в положениях о земельном налоге, принятых сельскими поселениями, кроме нарушений налогового законодательства, выявлено большое количество норм, создающих предпосылки для коррупционных правонарушений.

Прокурором района в адрес глав девяти сельских поселений внесены представления об устранении нарушений налогового законодательства и законодательства о противодействии коррупции. Результатом рассмотрения представлений стало привлечение 5 должностных лиц к дисциплинарной ответственности и устранение в муниципальных нормативных актах нарушений законности.

         Вопросы профилактики коррупции должны решаться не только государственными органами власти и местного самоуправления, но и иными организациями.

В соответствии со ст. 13.3. Закона организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

При проведении надзорных мероприятий нарушения указанных требований закона установлены в деятельности ООО «Теплогенерация», ООО «Татаурово», ГКУ ЦЗН Прибайкальского района, ООО «Талан 2», ООО «Таловский ЖБК», в которых не были разработаны и приняты меры по предупреждению коррупции.

По результатам проверки в адрес вышеназванных организаций внесены представления об устранении выявленных нарушений, которые рассмотрены и удовлетворены. По результатам рассмотрения нарушения законности устранены, 5 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

         Сфера расходования бюджетных средств является одной из наиболее подверженных коррупционным рискам.

         В текущем году выявлялись факты неправомерного расходования денежных средств, выделяемых из бюджетов различного уровня.

19.09.2013г. в последний день своих полномочий глава МО СП «Татауровское», зная о том, что вступившим в законную силу решением Прибайкальского районного суда от 06.02.2013г. признан недействующим п. 1 ч. 9 ст. 25 Устава сельского поселения, предусматривающий выплату денежного пособия в размере месячного денежного вознаграждения при увольнении главы поселения в связи с истечением срока полномочий, дал устное распоряжение подготовить проект распоряжения о выплате ему данного пособия. В результате чего ему было начислено и впоследствии перечислено на личный счет в ОАО «Сбербанк»  пособие в размере 22556 рублей.

По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело. Приговором Прибайкальского районного суда от 19.11.2014 г. виновному  назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно с испытательным сроком  1 год.

         В настоящее время следователями О МВД РФ по Прибайкальскому району расследуется уголовное дело по факту хищения бюджетных средств в особо крупном размере работниками Управления культуры района.

Приведенные выше примеры лишь незначительная толика совершенных правонарушений коррупционной направленности. Наиболее эффективному выявлению и пресечению такого рода преступлений, будет способствовать активная позиция жителей Прибайкальского района, нетерпимость коррупционных проявлений, желание искоренить эти явления.

 

Прокурор района советник юстиции                                                                               О.О. Фалилеев